Общая концепция антикафе

Антикафе — это общественное пространство, в котором все бесплатно, кроме времени, и посетители обладают большей степенью свободы, нежели в классических кафе или ресторане. Основной вид деятельности посетителей — приятное времяпрепровождение, развлечение и посещение мероприятий. Как правило, антикафе представляет собой один большой зал или несколько комнат с уютным домашним интерьером, в котором гости свободно перемещаются, сами делают себе напитки. Обычно, в антикафе существует зона угощений, где гости могут сделать себе чай, кофе, взять сладости. Оплачивается только время пребывания в антикафе, причем единица расчета времени — одна минута.

В антикафе посетители отдыхают, общаются, посещают мероприятия. В большинство антикафе можно приносить свою еду и напитки. Как правило, алкоголь и курение запрещены.  Многие антикафе делают акцент на настольных и видео-играх или рабочей атмосфере коворкинга. Исходя из стоимости аренды и оценок участников рынка, в Санкт-Петербурге  антикафе можно открыть за минимальную сумму 200–250 тысяч рублей. Ежемесячные расходы на его содержание начинаются от 150–200 тысяч рублей, 70 % этой суммы составляет аренда, ещё примерно 20 % уходит на напитки и закуски, ведь гости часто приносят еду с собой и угощают друг друга, и самая малая часть — оплата труда. Для запуска проекта требуются усилия 3-5 человек плюс помощники и официанты.  В целом концепция антикафе, на первый взгляд, значительно привлекательнее концепции традиционного общепита. Во-первых, не нужно справок и согласований, проверок Роспотребнадзора и других контролирующих органов. Антикафе можно оформить по классу «организация мероприятий», затраты на открытие ниже в несколько раз, а сроки окупаемости, по сравнению с традиционными для общепита двумя-тремя годами, выглядят очень многообещающе — от нескольких месяцев до полугода. Все создатели «третьих мест» и «свободных пространств» сходятся во мнении, что мода на подобные вещи скоротечна: то, что аналогов такого формата нет в мире, скорее доказывает его недолговечность.  Несмотря на то что в антикафе приходят самые разные люди — кто-то работает здесь, кто-то вечером играет в «Мафию» с друзьями, — ядро аудитории составляют студенты. Им обычно негде собираться: в кафе слишком дорого, дома — родители. В России слишком мало дружелюбных мест для таких людей. С развитием инфраструктуры и культуры сервиса их постепенно, через два-три года, вытеснят традиционные кафе».