Антикафе — это общественное пространство, в
котором все бесплатно, кроме времени, и посетители обладают большей степенью
свободы, нежели в классических кафе или ресторане. Основной
вид деятельности посетителей — приятное времяпрепровождение, развлечение и
посещение мероприятий. Как правило, антикафе представляет собой один большой
зал или несколько комнат с уютным домашним интерьером, в котором гости свободно
перемещаются, сами делают себе напитки. Обычно, в антикафе существует зона
угощений, где гости могут сделать себе чай, кофе, взять сладости. Оплачивается
только время пребывания в антикафе, причем единица расчета времени — одна
минута.
В
антикафе посетители отдыхают, общаются, посещают мероприятия. В большинство
антикафе можно приносить свою еду и напитки. Как правило, алкоголь и курение
запрещены. Многие антикафе делают акцент на настольных и видео-играх или
рабочей атмосфере коворкинга. Исходя из стоимости аренды и оценок
участников рынка, в Санкт-Петербурге антикафе можно открыть за
минимальную сумму 200–250 тысяч рублей. Ежемесячные расходы на его содержание
начинаются от 150–200 тысяч рублей, 70 % этой суммы составляет аренда, ещё
примерно 20 % уходит на напитки и закуски, ведь гости часто приносят еду с
собой и угощают друг друга, и самая малая часть — оплата труда. Для
запуска проекта требуются усилия 3-5 человек плюс помощники и официанты.
В целом концепция антикафе, на первый взгляд, значительно привлекательнее
концепции традиционного общепита. Во-первых, не нужно справок и согласований,
проверок Роспотребнадзора и других контролирующих органов. Антикафе можно
оформить по классу «организация мероприятий», затраты на открытие ниже в несколько
раз, а сроки окупаемости, по сравнению с традиционными для общепита двумя-тремя
годами, выглядят очень многообещающе — от нескольких месяцев до
полугода. Все создатели «третьих мест» и «свободных пространств» сходятся
во мнении, что мода на подобные вещи скоротечна: то, что аналогов такого
формата нет в мире, скорее доказывает его недолговечность. Несмотря
на то что в антикафе приходят самые разные люди — кто-то работает здесь, кто-то
вечером играет в «Мафию» с друзьями, — ядро аудитории составляют студенты. Им
обычно негде собираться: в кафе слишком дорого, дома — родители. В России
слишком мало дружелюбных мест для таких людей. С развитием инфраструктуры
и культуры сервиса их постепенно, через два-три года, вытеснят традиционные
кафе».